Главная » Ребенок от 1 до 3 » Развитие » Развитие речи » Признаки отставания в речевом развитии
Одни малыши начинают говорить чуть раньше, другие – чуть позже, но в целом это происходит примерно в одно время (самые ранние говоруны могут опережать остальных на пару недель или месяцев). Тем не менее, если ваш ребенок отстал от сверстников на несколько недель, стоит поговорить с врачом. Возможно, причин для беспокойства нет. Но если проблема существует, необходимо как можно раньше начать лечение, чтобы в будущем малыш мог полноценно развиваться.
Не забывайте, что ребенок учится говорить довольно долго и может испытывать небольшие трудности. Например, кроха может несколько раз повторять одно и то же слово в середине предложения. Так он удерживает ваше внимание, пока мысленно формулирует окончание фразы (не путайте это с заиканием).
Главное правило — доверяйте своим инстинктам. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас. Если вас что-то тревожит, обязательно поговорите с педиатром или логопедом-психологом.
Когда нужна помощь
Необходимо обратиться к педиатру или логопеду, если ваш малыш:
Возраст |
Тревожные симптомы |
12-18 месяцев |
- в 12 месяцев не пользуется жестами (например, не кивает головой в знак согласия и не мотает ей из стороны в сторону, если не согласен);
- в 12 месяцев не произносит никакие согласные звуки («п», «б» или другие);
- в 12 месяцев никак не сообщает вам, что ему нужна какая-то помощь;
- в 15 месяцев не понимает таких простых слов как «нет» или «пока-пока» и не отвечает на них;
- в 15 месяцев не умеет говорить даже двух-трех слов;
- в 15 месяцев не говорит «мама» или «папа»;
- в 16 месяцев не показывает на части тела, когда его об этом просят;
- в 18 месяцев не говорит хотя бы 15 слов.
|
Возраст |
Тревожные симптомы |
19-24 месяцев |
- в 19-20 месяцев не пытается привлечь ваше внимание к заинтересовавшим его вещам (например, к птичке или самолету в небе);
- в 20 месяцев не умеет произносить хотя бы 6 согласных звуков;
- в 21 месяц не реагирует даже на простые указания;
- в 21 месяц не пытается перенести в игру простые бытовые сценки (понарошку покормить или уложить спать свою куклу, причесать свои волосы и так далее);
- в 24 месяца не повторяет за другими их слова или действия;
- в 24 месяца не может по просьбе взрослого показать нужную картинку в книге;
- в 24 месяца не умеет строить фразы из двух слов;
- в 24 месяца не знает, для чего нужны простейшие бытовые предметы: зубная щетка, телефон, вилка и так далее.
|
Возраст |
Тревожные симптомы |
25-36 месяцев |
- в 26 месяцев не умеет составлять простых предложений из двух-трех слов;
- в 30 месяцев не знает название хотя бы трех частей тела;
- в 30 месяцев говорит непонятно даже для членов своей семьи;
- в 32 месяца с трудом может вспомнить фрагмент из детского стишка;
- в 36 месяцев не задает вопросов;
- в 36 месяцев говорит так, что окружающие не могут понять его и в половине случаев;
- в 36 месяцев не умеет артикулировать согласные в начале слова (например, говорит «Аля» вместо «Галя», или «Ова» вместо «Вова»);
- в 36 месяцев не может назвать самые обычные бытовые предметы.
|
Возраст |
Тревожные симптомы |
3-4 года |
- в 3 года не умеет составлять короткие фразы;
- в 3 года не понимает коротких инструкций взрослого;
- в 3 года не стремится общаться с другими детьми;
- в 3 года с огромным трудом отпускает от себя родителей;
- в 3,5 года не произносит согласные звуки в конце слов (например, говорит «ко» вместо «кот»);
- в 4 года часто заикается (испытывает трудности в произнесении слов или звуков), лицо при этом может искажаться неестественными гримасами;
- в 4 года говорит так, что его невозможно до конца понять.
|