Этапы развития навыков общения у ребенка

Дети начинают реагировать на окружающих с самого рождения. Но им предстоит многому научиться, прежде чем они смогут завести настоящую дружбу или поцеловать вас и сказать: «Я тебя люблю». Мы расскажем про этапы развития навыков общения, которые предстоит пройти ребенку.

Навыки общения у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцев
Ребенок устанавливает визуальный контакт, гулит, строит вам рожицы. Он может повторять за вами выражения вашего лица.

От 3 до 6 месяцев
Ребенок улыбается и реагирует на свое имя. Он с радостью взаимодействует с новыми людьми, ему нравится играть в прятки. Он начинает осознавать себя как отдельное существо.
Обратите внимание: если вам кажется, что ребенку не интересно общение с окружающими, проконсультируйтесь с врачом.

От 6 до 9 месяцев
Ребенок предпочитает общество знакомых людей и может проявлять первые признаки страха разлуки с мамой (ему не нравится быть без вас). Он может проявлять интерес к другому ребенку – смотрит на него, пытается схватить или придвинуться поближе.

От 10 до 12 месяцев
Ребенку нравится играть рядом с другими детьми, но он пока не готов играть вместе с ними. Ему нравится наблюдать за другими детьми и подражать их действиям. Боязнь разлуки с мамой в этом возрасте может усилиться.

Навыки общения у ребенка от года до трех лет

От 13 до 18 месяцев
Ребенок начинает говорить, что помогает ему формировать взаимоотношения с окружающими. Он продолжает играть рядом с детьми (а не вместе с ними) – этот процесс называется параллельной игрой. Боязнь разлуки достигает своего пика.

От 19 до 24 месяцев
Ребенок показывает, что ему нравится обниматься и целоваться, хотя это свойственно не всем детям. (Даже самые приветливые дети проходят через этап сдержанности в проявлении ласки.) Ребенок может быть застенчивым при общении с незнакомыми взрослыми. Он начинает играть с другими детьми, но еще не умеет делиться.

От 2 до 3 лет
Ребенок может выделять среди остальных одного или двух сверстников. Его можно заметить играющим с воображаемым другом. Он учится делиться и делать что-либо по очереди. Он может становиться агрессивным, толкаться и кусаться, чтобы отстоять свое. Ребенок начинает больше разбираться в эмоциях окружающих, но при этом он по-прежнему эгоцентричен и не может поставить себя на место другого человека. Он предпочитает играть в присутствии взрослых.

Обратите внимание: поговорите с врачом, если вам кажется, что ребенок агрессивно себя ведет и это мешает его общению с окружающими.

Навыки общения у дошкольников

От 3 до 4 лет
Ребенок становится более уверенным и самостоятельным, хотя по-прежнему нуждается в вашем внимании и руководстве. Он многому учится, наблюдая и взаимодействуя с окружающими, в том числе и тому, как строить отношения с людьми.
Ребенок может ссориться с детьми во время игры, если он упрямый, или быть ласковым с ними. Он выступает инициатором игр, придумывает их и получает большое удовольствие от игры с другими детьми (и в одиночестве). Ему нравятся групповые игры с четкими правилами (например, «Колечко-колечко, выйди на крылечко»), а также настольные игры, если правила нетрудные. Ребенок начинает больше делиться и делать что-либо по очереди с другими детьми, без напоминания и помощи взрослых.

Примечание: способность сопереживать и взаимодействовать в игре раньше развивается у тех детей, у которых есть братья и сестры или которые активно общаются в детском саду.

От 4 до 5 лет
Ребенок проявляет способность к сопереживанию, он заводит настоящую дружбу. Его волнует мнение друзей, и он старается соответствовать этому мнению. Ребенок как никогда готов делиться, но ему еще сложно поставить чьи-либо интересы выше своих.
Скорее всего, в этом возрасте ребенок ходит в детский сад, что развивает в нем самостоятельность. Ему нравится разговаривать с вами, рассказывать истории и задавать вопросы.

Навыки общения у школьников

От 6 до 8 лет
Ребенок хочет больше контролировать свой мир и поэтому может бороться с вами за власть.
Он подражает тому, как вы общаетесь с окружающими, поэтому важно проявлять доброту и уважительное отношение к людям. Ребенок продолжает проявлять свою привязанность к вам, но в течение ближайших лет он будет более сдержанным на людях.
Ребенок может участвовать в более продолжительных праздниках, которые теперь проходят спокойнее, чем раньше – отчасти это связано с тем, что ребенок теперь понимает принцип очередности в игре и более спокойно относится к проигрышам. Он готов к тому, чтобы ночевать вне дома (например, остаться в гостях на ночь), а в 8 лет уже может пойти в поход с ночевкой.
Ребенку нравится общество детей одного с ним пола. У него может появиться лучший друг, и это звание может часто передаваться от одного друга к другому. Ребенок ищет одобрения друзей. Он часто подражает друзьям, перенимая у них как хорошие, так и плохие привычки.
Ребенок может проводить больше времени в одиночестве, чем раньше. Это помогает ему понять, что он представляет собой как личность – это важный переходный период перед половой зрелостью.
У ребенка отличное чувство юмора, он рассказывает шутки со смыслом.
Он начинает понимать, что значит быть хорошим гражданином и членом общества, и он хочет быть хорошим товарищем для одноклассников в школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *