Как помочь ребенку быть уверенным в себе

Почему для ребенка важна уверенность в себе

Уверенность ребенка в себе растет, когда в его способностях никто не сомневается и когда его хвалят.
Способности ребенка развиваются, когда он уверен в себе, а уверен он в себе тогда, когда чувствует, что окружающие его взрослые верят в него.
Дети расцветают, когда мы не сомневаемся в том, что у них все получится.
Взрослые и дети старшего возраста могут напустить на себя уверенность, даже если на самом деле они чувствуют себя иначе. Маленькие дети не могут этого сделать. То, как они себя чувствуют, видно сразу. Взрослый может притвориться, что неудача неважна для него, и может убедить себя в том, что что-то для него не так значимо, чем это есть на самом деле – а малыши на это не способны. Они могут довольно быстро оправиться после неудачи или критики в свой адрес, если только это не происходит постоянно. В последнем случае быстро оправиться становится уже сложно. Поскольку привычки формируются с малых лет, постоянная критика и неудачи могут отразиться на дальнейшей жизни ребенка.

Сила веры в ребенка

Верьте в своего ребенка. Всегда думайте, что он «может». Потому что те мысли, которые вы проецируете на ребенка (осознанно или неосознанно), действительно влияют на его способности. Исследования показывают, например, что:

  • мальчики лучше читают в том классе, где учитель верит, что мальчики быстрее учатся читать;
  • девочки лучше читают в том классе, в котором учитель считает, что девочкам легче дается обучение чтению.

Если даже учитель оказывает такое влияние на ребенка, подумайте, какую пользу (или вред) может принести родитель. В ходе другого исследования одной группе детей постоянно говорили, что они сильны в математике, а другой группе говорили, что они должны больше стараться. Догадываетесь, у какой группы годовые тесты по математике оказались лучше?

Как передать свою веру ребенку

  • Говорите ребенку, что он особенный – «Ты самый лучший Петя во всем мире».
  • Говорите, что у него получится – «Это сделать непросто, но я уверена, ты справишься».
  • Цените старания ребенка – «Это было действительно трудно, я знаю, что ты очень старался. Молодец».
  • Акцентируйте внимание на хорошем – «Эти носки сюда не подходят, зато футболку и брюки ты очень хорошо подобрал по цвету!»
  • Рассчитывайте на ребенка – «Я думаю, ты соберешь этот пазл».
  • Благодарите его – «Спасибо, что убрал игрушки на место».

Вырабатывайте самооценку у ребенка

Поскольку представление ребенка о себе частично складывается из того, что думают о нем окружающие, ваше мнение как родителя для него особенно важно. Во времена, когда дети росли в больших семьях с братьями, сестрами, бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами, тетями, дядями и соседями, каждый из которых общался с ребенком, негативные взгляды одного конкретного человека имели меньшую значимость, чем в наши дни. Не все родители, которые любят своих детей, открыто проявляют свою любовь. Также не всегда родителям удается уравновешивать похвалу и критику. У нас много дел, и мы часто используем то время, когда дети ведут себя хорошо и спокойно, для того, чтобы заняться этими делами. В результате получается, что хорошее и спокойное поведение остается незамеченным и принимается как должное. Зато когда ребенок ведет себя плохо, тут уж не до дел – приходится с этим разбираться. Вот и выходит, что плохому поведению уделяется значительно больше внимания, чем хорошему. Ребенок до трех лет постоянно жаждет нашего внимания. И если он уже понял, что мама уделяет ему внимание, когда он балуется или капризничает, именно такими способами он и будет привлекать ее внимание. При этом ребенок не сидит и не думает: «Ага, если я сейчас заплачу, мама перестанет болтать по телефону». Так же как вы вряд ли рассуждаете: «Если я буду подходить к нему, когда он плачет, кричит или капризничает, то он будет делать все это еще чаще, чтобы привлечь мое внимание». Нет, это просто замкнутый круг, основанный на особенностях человеческой психики: определенное действие приводит к желаемому результату, и в дальнейшем ребенок повторяет это действие снова и снова, чтобы добиться того, чего хочет. У такой схемы поведения есть неприятные последствия. Привлекая к себе внимание плохим поведением, ребенок в ответ получает наше недовольство им и критику, расстраивается и перестает верить в свои силы. В итоге падает его самооценка. Чтобы помочь ребенку выработать самооценку, нужно: Всегда:

  • Регулярно обращать внимание на хорошее поведение ребенка – улыбка, поглаживание по голове или фраза: «Ты молодец!» – все, что нужно.
  • Игнорировать плохое поведение. Не кричите – отойдите в сторону или сделайте серьезное лицо и выведите ребенка из комнаты. Когда он вернется (после того, как ему будет разрешено это сделать), скажите ему, как вы рады, что он решил хорошо себя вести.
  • Критикуйте поведение ребенка, а не его самого – «Щипаться плохо», а не «Ты плохой мальчик». Первый вариант не задевает самооценку ребенка, а второй ее снижает.
  • Контролируйте соотношение похвалы и критики – убедитесь, что похвала звучит чаще.
  • Чаще используйте пряник, и реже – кнут. И то, и другое действует, но пряники укрепляют самооценку, а кнут снижает ее. В будущем уверенный в своих силах ребенок с нормальной самооценкой будет себя лучше вести, и, скорее всего, полнее себя реализует.

Никогда:

  • Не оскорбляйте ребенка и не унижайте его.
  • Не позволяйте другим оскорблять и унижать ребенка.
  • Не забывайте говорить ему, как вы его любите.

Как помочь ребенку проявлять знания и способности

  • Ожидайте этого.
  • Хвалите за это.
  • Говорите: «Я знаю, что ты постараешься».
  • Говорите: «Я знаю, что ты старался изо всех сил».
  • Ставьте задачи так, чтобы ребенок мог с ними справиться, и помогайте ему, чтобы у него получалось делать то, что он может.
  • Ненавязчиво помогайте ребенку. Например, если вы положите футболку передней стороной на кровать, ребенок, скорее всего, наденет ее правильно.
  • Направляйте осторожно – когда ребенок соберет пазл из четырех элементов, предложите ему пазл из шести, затем из 10 и 15 элементов. Если с 15 возникнут трудности, найдите пазл из 12 элементов.
  • Дайте ребенку понять, что вы тоже ошибаетесь: «Эх, мама, мама… Посмотри, что она наделала. Теперь мне придется все начинать заново. Как же мне это не нравится».
  • Дайте ребенку понять, что вам тоже иногда требуется его поддержка: «Кажется, мне нужно, чтобы Петя меня обнял».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *