Занятия и игры для ребенка от года до трех

Дети в этом возрасте могут играть со всем чем угодно. Им нужны материалы для исследований и экспериментов, но им все равно, откуда эти материалы — из магазина игрушек, от знакомого, или это старые не нужные вам вещи. Невозможно сказать, какие из тысяч игрушек подойдут вашему ребенку. Это зависит от того, какие игрушки у него уже есть и в какие он предпочитает играть сам. Но есть разные типы игрушек, которые понравятся и пойдут на пользу любому ребенку в этом возрасте.

Природные материалы

Поскольку ваш ребенок активно познает мир, ему будет интересно узнать, что такое природные материалы и откуда они берутся. Если вы живете в квартире в городе и у вас нет дачи, вам придется приложить дополнительные усилия, чтобы объяснить эти вещи ребенку. Убедитесь, что он понимает, что бетон — это искусственный материал и что вода на самом деле берется не из крана, а молоко — не из пакета. Важно также дать ребенку потрогать и поизучать различные материалы, исследовать их свойства, пусть даже эта игра и оставит грязь и беспорядок.

Игры с водой. Играя с водой — простой, мыльной, подкрашенной, теплой или холодной — ваш ребенок узнает, что она льется, впитывается, ей можно брызгаться, и она становится прохладной в конце игры, даже если в начале была теплой. Можно пускать в ней пузыри. Некоторые вещи плавают на ее поверхности, некоторые тонут, а некоторые в ней просто растворяются. Ее нельзя носить в решете или в тряпочном мешке. Ребенок будет с удовольствием играть с любым количеством воды. Надувной бассейн или ванная — отличные варианты, но и обычный таз с чашечками и другими емкостями разных размеров, в которые можно наливать и вылиывть воду, тоже подойдут. Можно также использовать кубики льда и пищевой краситель. И не забудьте постелить что-нибудь на пол.

Земля и глина. Натуральная глина — довольно «грязный» материал. Обычно вместо нее используют пластилин. Но ребенку необходимо попробовать слепить что-нибудь из глины. Почувствовать, как приятно мять ее руками, как можно скатать из нее шарик или вылепить какую-нибудь фигурку. Он поймет, что если добавить воды, глина станет липкой, а если воды совсем мало, то из глины становится трудно что-то слепить. Он также увидит, что, высыхая, глина становится твердой.
Пластилин или масса для лепки, купленная в магазине или приготовленная дома, — тоже отличные материалы, но они не должны полностью заменять настоящую глину.

Песок. Игры с песком (специальным очищенным, а не обычным строительным, который может содержать цемент) похожи на игры с водой и глиной. Потому что мокрый песок ведет себя почти как глина, но с некоторыми интересными отличиями. А сухой песок ведет себя как вода, но, опять же, с некоторыми отличиями. Не совсем твердое и не совсем жидкое вещество. Количество не так важно. Конечно, песочный пляж — это идеальный вариант, песочница (с крышкой, защищающей песок от посяательств кошек и собак) отлично подходит для дачи. Но пара килограммов песка в поддоне с невысокими бортиками, в гараже или даже на кухне прекрасно поможет скрасить скучный зимний день. Если нет песка, можно заменить его рисом, например. Ложки, плошки разного размера — и можно делать «куличики».

Камни и листья. Игры с этими материалами не обучат вашего малыша основам геологии или ботаники. Он еще к этому не готов. Но он готов к тому, чтобы с интересом наблюдать, как блестящие камушки, высыхая, становятся тусклыми. Как гнется зеленая ветка, а сухая — ломается. Как прекрасен этот огромный мир, полный разнообразных форм, оттенков и существ.

Полезные игрушки

Кубики. Кубики будут постоянной игрушкой вашего ребенка на протяжении нескольких лет. Ему понадобится как минимум 60 штук. Хорошо, если они будут разноцветные, но важнее, чтобы они были разной формы. И разных размеров — так чтобы большой можно было разделить на два поменьше или на четыре совсем маленьких. Можно поставить их один на другой. Если внизу будут маленькие кубики — башня быстро упадет, а если в основании положить самые крупные, а сверху поменьше — такая башня может долго простоять. А можно положить кубики в линию и соединить друг с другом, чтобы получился поезд или забор.

Сортеры и разборные игрушки. Разные варианты таких игрушек научат ребенка тому, что шарик не проходит в квадратное отверстие. Крупные и мелкие детали часто не подходят друг к другу. Сложные модели можно собрать, только соединив детали под правильным углом. Многие такие игрушки можно сделать своими руками. Малыш с удовольствием будет играть с «почтовым ящиком», который вы сделаете из обувной коробки, вырезав в ней два отверстия — круглой и квадратной формы. Вместо того, чтобы покупать специальный набор формочек, которые складываются одна в другую, образуя пирамидку, вы можете использовать обычные пластиковые стаканы разного размера. Они же подойдут и для игр в ванной. В таких играх также пригодятся и различные фигурки, например, человечки, которых можно посадить в игрушечную машинку.

Рамки-вкладыши и пазлы. Вы можете сделать первую рамку-вкладыш самостоятельно. Раскатайте тесто или массу для лепки, вырежьте несколько разных фигур из середины и попросите ребенка положить эти фигуры обратно в образовавшиеся отверстия. Первое время малышу понравятся рамки, из которых фигурка вынимается целиком. Потом уже можно будет перейти к обычным пазлам, состоящим из нескольких крупных частей.

Кольца, крючки и веревки. Любое кольцо можно повесить на крючок. Два крючка можно сцепить вместе. А два кольца нет. Почему? Ребенок может повесить пластиковое кольцо на ручку вашего зонта. Или поэксперименитровать с игрушечным поездом, если вагоны сцепляются достаточно легко. Набрасывать кольца на шест — очень веселое и познавательное занятие. А еще можно нанизать кольца от занавесок или катушки с нитками на обувной шнурок.

Игровые занятия

Ваш ребенок исследует свойства вещей, открывает для себя то, что кажется нам очевидным. Совершенствует навыки, о которых мы порой даже не задумываемся.

Наполнять и опустошать. Наполнять формочки водой или песком, корзинку — яблоками, вашу сумочку — мелкими игрушками, а затем высыпать, выливать и вытряхивать это обратно — это первый шаг к более сложным играм, связанным с разного рода манипуляциями. Развивая моторику рук, ребенок одновременно узнает, сколько можно налить в стакан воды, чтобы она не перелилась через край, сколько кубиков влезает в коробку и что будет, если перевернуть ящик с игрушками. Малышу понадобится много интересных предметов, различные емкости и терпение родителей.

Сортировка и классификация. Одна из самых важных задач для детского мышления — замечать сходства и различия предметов и группировать их по этим признакам. У ребенка это будет лучше получаться мысленно, если он будет чаще упражняться в этом практически. Понаблюдайте, и вы заметите, что в какой-то момент ваш ребенок начнет определять машинки как игрушки, отличные и отдельные от всех остальных. Позже он сможет разложить апельсины и картофель в две разные емкости. Еще позже вы заметите, как он размышляет над универсальной дилеммой — положить ли яблоко вместе с мячом, потому что они оба круглые, или вместе с печеньем, потому что они оба съедобные. Ребенок начнет сортировать все, что попадется ему под руку, но хорошо иметь большие коллекции каких-нибудь природных объектов — например, коллекцию камней и ракушек.

Манипулирование предметами. Когда малыш овладеет всеми этими навыками и разовьет ловкость рук, настанет время игрушек. Игрушки должны быть качественными, чтобы детали пирамидки точно подходили друг к другу и чтобы, разобрав ее однажды, малыш смог собрать ее снова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *