Дети от года до трех лет и компьютеры

Ни в компьютерах, ни в телевидении нет ничего плохого. Но ребенка можно как правильно, так и неправильно знакомить с телевидением и компьютером. Лучший способ помочь ребенку получать максимальную отдачу от компьютера заключается в том, чтобы ограничивать время, которое вы сами проводите перед экраном, и делиться с ребенком своим опытом. Ниже мы приводим советы наших специалистов.

Отложите знакомство с компьютером до тех пор, пока ребенку не исполнится девять месяцев или год

У детей младше девяти месяцев нет необходимых для пользования компьютером физических навыков. Примерно до шести месяцев их зрение еще недостаточно развито, чтобы четко фокусироваться на экране. Кроме того, ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, чтобы наблюдать за происходящим на экране, когда вы двигаете мышкой. Умение сидеть без поддержки, как правило, развивается не раньше шести-восьми месяцев. До этого возраста малыши также не умеют концентрировать внимание, что тоже необходимо для того, чтобы следить за происходящим на экране.

Начинайте, когда ребенок будет проявлять интерес

Пользование компьютером – это не тот вид деятельности, с обучением которому нужно торопиться. Подождите до тех пор, пока ребенок не начнет проявлять заинтересованность. Интересует ли ребенка компьютер? Любит ли он стучать по клавиатуре? Наблюдает ли за вами, когда вы работаете за компьютером или сидите в интернете? Если вам кажется, что ребенок реагирует на вашу деятельность, например, улыбается, смеется или хлопает в ладоши, его можно постепенно знакомить с компьютером. Если нет, то подождите. Не беспокойтесь, что ребенок упустит какие-то базовые знания. Пара уроков в школе — и он научится обращаться с компьютером.

Проводите время за компьютером вместе с ребенком

В знакомстве с компьютером будьте для ребенка другом, слушателем и советчиком. Так вы сможете привлечь ребенка к активной деятельности, как и в случае с чтением книг. Задавайте вопросы и обсуждайте («Какого цвета платье у Алисы?», «Почему Карлсон расстроен?»). Это позволит ребенку обогащать словарный запас и развивать навыки запоминания, а также интересно проводить время с мамой или папой. Начиная примерно с двух лет, когда ребенок начнет задавать вопросы («Почему у кролика очки?»), вы будете рядом, чтобы отвечать на них. Это важная часть процесса познания окружающего мира.

Выбирайте компьютерные игры и занятия, предназначенные для маленьких детей

Во многих играх действие слишком быстрое, а звук слишком громкий, поэтому мозг маленького ребенка не может их воспринимать. Такие игры могут даже испугать малыша. Лучше всего начинать с игр, рассчитанных на детей до трех лет. Имейте в виду, что если вы начнете с братьев Марио, Телепузики уже вряд ли заинтересуют ребенка.

Сделайте знакомство с компьютером развлечением, а не академическим обучением

Ребенок до трех лет наверняка воспримет компьютер как еще одну игрушку, а не как предмет обучения. Нет смысла активно обучать годовалого ребенка алфавиту, сложению или вычитанию. Вместо этого подберите программы, которые способствуют развитию навыков чтения и математических навыков. Такие программы могут включать в себя аудирование, упражнения на понимание причинно-следственных связей, противопоставление (например, «большой» и «маленький»), распознавание цвета и формы. Вам удастся поддерживать у ребенка интерес к обучению и компьютерам, если приобретение различных навыков будет носить второстепенный характер по отношению к сказкам, песням и играм.

Ограничивайте время нахождения ребенка перед экраном

Тридцати минут вполне достаточно для годовалых детей, большинство из которых по прошествии этого времени просто теряют интерес к занятию. К трем-четырем годам при желании ребенка можно увеличить время до часа в день. Более длительные занятия отнимут время у других необходимых для развития видов деятельности, таких как питание, сон, игры, танцы и общение со взрослыми и другими детьми. Когда бы вы ни играли за компьютером с ребенком, следите за проявлением у него признаков усталости. Помните, что как только ребенок перестанет смотреть на экран и начнет вертеться, капризничать или станет сонным, пора остановиться.

Выбирайте большие и четкие картинки

Детям, особенно годовалым, можно показывать изображение, в котором на экране одновременно присутствует от одной до трех картинок. Когда изображение становится более сложным – например, уличная сцена с многочисленными персонажами, ребенок не может его понять. На этом этапе развития сложные рисунки слишком хаотичны для восприятия ребенка. Но по мере формирования у ребенка визуальных навыков, вы можете переходить к играм с более детализированными рисунками. К трем годам ваш ребенок уже может быть готов к восприятию сложных изображений.

Выбирайте простые песни

С самого рождения детям нравятся песни и музыка с прямым ритмом. Многократное повторение песенок, например, «Жили у бабуси», помогает годовалому ребенку создавать образцы, запоминать и начинать предвосхищать, что последует далее. С 18-месячным ребенком можно слушать разные звуки — колокольный звон, свист, тиканье часов – в этом возрасте дети особенно восприимчивы к таким звукам. Избегайте программ и игр с шумным звуковым рядом и громкой рок-музыкой. Непрямой ритм может сбить с толку и даже напугать маленького ребенка.

Приберегите аудиосказки, пока малышу не исполнится два года

Прослушивание коротких историй на компьютере может дополнить чтение вслух. Постепенно можно давать ребенку слушать более длинные рассказы, чтобы развивать его навыки аудирования и концентрацию внимания. Диски со сказками и рассказами с замысловатыми сюжетами лучше отложить до двухлетнего возраста. Дети младше не смогут следить за сюжетом и поэтому могут расстраиваться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *