Как развивать воображение у ребенка

При рождении мозг ребенка состоит примерно из 100 миллиардов клеток. Это впечатляет, но не менее удивительно то, что происходит с его мозгом сейчас, когда он подрос. Каждая клетка посылает и принимает электрические импульсы, называемые сигналами, которые (с помощью химических веществ, например, серотонина) создают соединения. Повторение обращает эти соединения в сети, благодаря которым ребенок может думать и учиться. К трем годам его мозг содержит 1000 триллионов действующих соединений, что в два раза больше, чем у взрослого человека!
В этом возрасте мозг ребенка плотнее, чем он будет впоследствии. Это связано с тем, что именно сейчас происходит формирование основных процессов, которые будут происходить всю оставшуюся жизнь. Неоднократно используемые связи становятся постоянными, а те, которые используются редко или не используются вообще, не сохраняются. Поэтому специалисты уделяют особое внимание первым трем годам жизни ребенка. Все, что вы с малышом делаете — читаете, поете, играете, прыгаете, ходите или едите, — все это влияет на формирование его мозга. Знакомя ребенка с новыми звуками, картинками и ощущениями, вы знакомите его с огромным прекрасным миром. Используйте свое воображение, чтобы стимулировать воображение ребенка. Например, скажите ему: «Смотри, я тигр в джунглях!» или: «Давай представим, что мы отправляемся в кругосветное путешествие!».

Используйте наглядные примеры

Дети по своей природе склонны придумывать, однако они не всегда знают, с чего начать.
Чтение книг о далеких, загадочных странах и людях способствует развитию фантазии у ребенка. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. (Ведь как можно представить, что ты черепаха, если никогда ее не видел?). Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Сейчас, когда ребенок еще не умеет читать, вам необязательно запоминать в точности все содержание сказки, поэтому вы можете вносить свои изменения или дополнения. В этом возрасте для ребенка главное — расширять свои познания.

  • Показывайте малышу различные картинки, от жуков до птеродактилей, имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.
  • Изменяйте свой голос, когда читаете от лица разных персонажей.
  • Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.
  • Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.

Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости.
Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.

Запаситесь реквизитом

В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, пластмассовые бусинки превратятся в драгоценные камни, коврик для ванны станет ковром-самолетом, а многочисленные мягкие игрушки послужат тропическим лесом, больницей для животных или фермой.
Как правило, простые вещи оказываются самым подходящим реквизитом для игры.
Поскольку основные действия разворачиваются в голове ребенка, вовсе не обязательно запасаться костюмами героев сказок или мультиков. Например, костюм Бэтмена для ребенка останется просто костюмом. А вот при помощи шляпы и полотенца можно создать много разных образов. Если вы будете показывать ребенку различные места, события и людей, в дальнейшем он сможет использовать их в своем воображении.
Можно взять специальную коробку или корзину, чтобы складывать туда принадлежности для игры. Ребенку будет особенно интересно, если каждый день там будет появляться что-нибудь новое. Самые популярные в ваших играх предметы можно иметь в двух экземплярах — чтобы можно было пригласить друзей поучаствовать в игре.

Поощряйте детские игры с вымышленными персонажами

Ребенок черпает новые знания, изображая события как настоящей, повседневной, так и вымышленной реальности. Когда ребенок придумывает сценарий игры и героев («Я — папа, а ты — мой ребенок, и ты заболел»), у него формируются навыки общения и развивается речь. Разыгрывая различные ситуации, ребенок научится выражать эмоции, ведь персонажи бывают веселыми, грустными или испуганными. Изображая супергероя, лошадь или волшебника, ребенок не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Кроме того, в таких играх ребенок развивает самодисциплину: ведь он сам или с помощью друзей придумывает определенные правила и соблюдает их (обычно детские правила в играх настолько замысловатые, что вызывают удивление у взрослых). Малыш также лучше понимает причинно-следственные связи, когда воображает, как лягушка или собака поведет себя в той или иной ситуации.
Возможно, самое главное заключается в том, что, создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, ребенок учится творчески мыслить и решать различные проблемы. Согласно проведенным исследованиям, у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации (например, что делать, если ребенок забыл дома учебник, который нужен ему в этот день в школе).

Не ругайте ребенка за творческий беспорядок

Развитие воображения — задача не из простых. Чтобы поиграть в «Теремок», нужно соорудить в комнате домик. Если хочется побыть ведьмой или волшебником, придется вооружиться метлой или обмотаться с ног до головы какой-нибудь тканью.
Полезно постоянно обновлять запасы инвентаря для игр: обрежьте у рубашки длинные рукава — получится халат, картонки или доски послужат столом, а большие листы упаковочной бумаги, прикрепленные, например, к стенам, можно раскрасить вместо самих стен.
Не омрачайте ни ребенку, ни себе веселье постоянными запретами (нельзя драться «мечом», нельзя кидать снежки в голову и лицо, нельзя есть приготовленные в игровой форме причудливые блюда). Психологи сходятся во мнении, что если у ребенка есть воображаемые друзья, не стоит беспокоиться, по крайней мере до тех пор, пока малыш не начнет перекладывать на них вину за свои проступки.
По возможности не прерывайте полет фантазии ребенка. Если обеденный стол временно служит ледяным домом, не спешите просить ребенка завершить игру, ведь это отличный повод устроить пикник на полу в гостиной.

Поощряйте оригинальность ребенка

Если ребенок просит разрешить ему пойти третий раз подряд в детский сад в обмундировании космонавта или одеть волшебные крылья, вы можете оказаться в затруднительном положении. Взрослые привыкли к определенным нормам поведения и знают, что тапочки с заячьими ушками и старый спортивный костюм хороши для дома, но не для похода в магазин. И нам бывает сложно понять, почему такие вещи не очевидны для ребенка. Однако перед тем, как что-то запретить малышу («Сними сейчас же свои волшебные крылья!»), подумайте о том, что ему еще не известно о правилах поведения в обществе. Не волнуйтесь, все это не значит, что ребенок живет в мире фантазий, просто он еще не закончил играть.
Будучи взрослыми, мы беспокоимся о том, как бы успеть сделать максимальное количество дел в минимальные сроки. Нас беспокоит мнение окружающих, поскольку нам знакомо чувство смущения. Все это необходимо, так как помогает нам преуспеть в общении и на работе. Однако не всегда стоит применять эти принципы в том, что связано с творческой стороной жизни. Вы можете и не осознавать до конца, что многим вещам придаете слишком большое значение. У детей все по-другому, они не волнуются, что не успеют сделать вовремя все дела или что выглядят глупо в глазах окружающих. Какие они счастливые!

Слушайте и цените

Приключения Алисы родились в воображении Льюиса Кэрролла, однако если бы он не записал свои мысли, мы бы так и не узнали о существовании страны чудес и Зазеркалья. Важная часть развития воображения — умение делиться своими идеями.
Лучший способ помочь ребенку сделать следующий шаг — это научить его слушать. Конечно, вербальные навыки у него еще не слишком развиты, но это дело времени и практики. Попробуйте сделать вот что — как-нибудь, например, во время поездки на машине начните рассказывать историю: «Жил-был на свете пес. У него была хозяйка — маленькая девочка. Они любили вместе гулять в парке. Однажды…» Затем предложите ребенку продолжить рассказ. Если он не сможет придумать целую сюжетную линию, он все равно будет помогать вам — предложите ему придумать имена для собаки и девочки.
Когда ребенок что-нибудь рисует, попросите его рассказать о своем рисунке. Вместо того, чтобы сказать «Какой красивый дом ты нарисовал!» скажите: «Какие красивые цвета ты использовал в своем рисунке!».
Позвольте ребенку изображать того, кого он хочет, а событиям игры разворачиваться в соответствии с его желаниями. Так он научится применять на практике все то новое, что он узнает каждый день. Возможно, это будет происходить шумно и сумбурно, но почему бы не дать ребенку воплотить свою задумку — ведь это может оказаться настоящим театральным или литературным шедевром. Если вы будете внимательно слушать ребенка, вам удастся следить за ходом его мыслей и, кто знает, может быть, так вы оживите свое собственное воображение и тогда объедините свои силы на пути к творческим успехам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *