5 вещей, которых вы не знали о детском развитии

Развитие ребенка – загадочный и сложный процесс, некоторые ученые посвящают всю свою жизнь его исследованию. В своей собственной лаборатории – детской комнате вы будете с интересом наблюдать, как быстро меняется ваш ребенок. Мы расскажем вам о пяти самых удивительных сюрпризах, которые поджидают каждого родителя.

Ваш новорожденный многое умеет

Есть, спать, какать, кричать – разве это не все, что умеют новорожденные? Нет, не все. Недавно проведенный BabyCenter опрос выявил, что многие мамы с удивлением обнаруживают, что их малыши умеют еще кое-что.
Ваш ребенок в 2-3 недели, а иногда и раньше, может поднять голову (например, когда лежит у вас на груди).
Одна мама рассказывает: «Мне никто не верит, но когда мой сын родился, он поднял голову на три секунды».
Ребенок также рождается с развитыми рефлексами. Погладьте его по щеке, и он повернет голову к вам (рефлекс слежения). Положите ему палец в рот, и он начнет сосать его (сосательный рефлекс). Держите его вертикально, чтобы ножки касались поверхности (стола, например), и малыш шагнет (шагательный рефлекс). Эти рефлексы помогают ребенку выживать и развиваться, а также они очень радуют вас.
Попробуйте еще вот что: приблизьте свое лицо к малышу и покажите ему язык. Если он не слишком устал, не голоден и в хорошем настроении, он может показать вам язык в ответ. (Это отличное занятие для старшего брата или сестры – ему (или ей) будет приятно «научить» малыша высовывать язык).

Дети знают больше, чем мы думаем

Наблюдая, как малыш пускает слюни, легко подумать, что дети мало что соображают в этом возрасте. Однако это не так. Они знают больше, чем мы думаем.
Например, ребенок узнает голос мамы с рождения. Это значит, что, находясь в утробе, он воспринимал звуки и запоминал их. Малыш также чувствует запахи, приятные и неприятные, и может определить сладкий и кислый вкусы.
Вам может показаться, что малышу все равно, на что смотреть, – на вас или на плюшевого мишку, но это не так. Дети очень любят рассматривать именно человеческие лица. И, более того, на каком-то уровне новорожденный понимает, что и сам он – человек, ну или, по крайней мере, что он похож на это улыбчивое и говорливое существо, которое склоняется над его кроваткой.
Дети начинают воспроизводить мимику окружающих через несколько дней после рождения. Это говорит о том, что они связывают лица других людей с каким-то внутренним представлением о себе. Это первый шаг ребенка к пониманию того, что у него есть такое же лицо, как у вас, и что он может им управлять, как это делаете вы.
Но самое удивительное, наверное, то, что дети стремятся познавать окружающий мир с самого раннего возраста. Одно исследование показало, что дети нескольких месяцев от роду проявляли больший интерес к мобилям, которыми они могли управлять, чем к тем, до которых они не могли дотянуться. Дети, похоже, осознают связь между тем, что они делают, и тем, что за этим следует. И им интересно экспериментировать и проверять эту связь. В некотором смысле, ваш малыш – маленький исследователь.

Дети развиваются по-разному

В конечном итоге, ваш «ручной» ребенок научится самостоятельно двигаться. Но как это произойдет, невозможно предугадать. Он может пойти по традиционному пути – сначала научится переворачиваться, потом сидеть, потом ползать, вставать, держась за опору, ходить с поддержкой, потом ходить самостоятельно и бегать. А может быть, он пройдет эти этапы в своем ритме и в другом порядке. Некоторые дети пропускают этап ползания. И это не редкое явление. Не стоит волноваться, если это относится и к вашему ребенку. А некоторые дети, наоборот, не спешат принимать вертикальное положение и могут долгое время передвигаться, перекатываясь из одного конца комнаты в другой. Есть и такие, кто перемещается на попе – отталкиваясь от пола руками и ногами. Если ваш ребенок развивается согласно своему возрасту, нет причин волноваться о том, каким именно способом он предпочитает передвигаться. Предоставьте ему пространство, и со временем он освоит и другие способы.
Тем не менее, если в 18 месяцев ваш малыш все еще не ходит, проконсультируйтесь с врачом, поскольку это может быть признаком задержки моторного развития.

Норма – понятие растяжимое

Одна из самых больших радостей для родителей – наблюдать, как грудничок, который еще недавно только лежал и непроизвольно вскидывал руки, превращается в говорливого маленького исследователя. Вероятно, трудно не переживать, если ваш ребенок развивается в ином темпе, чем другие дети. Но не нужно забывать, что норма – понятие растяжимое, и у каждого ребенка может быть свое собственное «расписание». Кроме того, это расписание никак не влияет на способности ребенка в будущем. То есть, тот факт, что ваш малыш сделал свой первый шаг в 17 месяцев, вовсе не означает, что он не обгонит вас наперегонки, когда вырастет. И при том, что некоторые педиатры говорят, что раннее овладение речевыми навыками иногда свидетельствует о последующих успехах в учебе, обратной зависимости нет. Если ребенок поздно начал говорить, это не значит, что у него будут проблемы с ЕГЭ по русскому языку. (Эйнштейн, например, поздно начал говорить).
Развитие – это живой, нелинейный процесс. Невозможно что-либо сказать о будущем ребенка, основываясь на том, когда он прошел те или иные этапы развития. Это все равно, что делать прогноз погоды на 30 лет вперед.
Тем не менее, если ваш малыш в освоении разных навыков отстает от общепринятых норм, поговорите с врачом. (Недоношенным детям часто нужно больше времени, чтобы освоить тот или иной навык).

Вы можете помочь развитию мозга малыша

В любом магазине детских товаров вы найдете много развивающих игрушек. А в вашем городе наверняка есть развивающие центры и клубы, где проходят различные спортивные и музыкальные занятия для детей. Игрушки – это весело, а занятия – это отличная возможность для вас познакомиться с другими родителями. Но без этого ваш ребенок не будет отставать в развитии от сверстников. Потому что главное, что помогает развиваться его интеллекту, – это исследование и взаимодействие. Ребенок учится, когда изучает окружающий мир и когда люди уделяют ему внимание.
Разговаривайте со своим ребенком с момента его рождения. Исследования показывают, что дети, с которыми родители много разговаривали в младенчестве, имеют впоследствии более высокий IQ и более богатый словарный запас.
Также предоставляйте ребенку возможность какое-то время проводить самому. Например, пятимесячного малыша можно по утрам выкладывать на какое-то время на развивающий коврик. Вы можете присесть поблизости, попить кофе и понаблюдать, как ваш ребенок развлекает сам себя.
На самом деле, дети многому учатся, уже просто слушая, как вы разговариваете с кем-нибудь. Поэтому не надо чувствовать себя виноватой, болтая долго с подругой по телефону, пока малыш ползает на полу. Ваши разговоры идут ему на пользу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *